Учимся и ставить, и смотреть На нескольких площадках Самары местные театры, а также коллективы из других городов России и даже из Франции, представили свои лучшие работы для детей. Осторожно: артисты! Спектакли начались еще до открытия фестиваля. Творение французского уличного театра «Валовое внутреннее счастье» (BIB) под названием «Где-нибудь вне мира» было представлено в сквере около театра драмы. Там же, в драматическом, позже в торжественной обстановке был дан старт «Золотой репке». Пока в России уличные представления только набирают обороты, повергая в некоторый шок прохожих, а вот во Франции подобные шоу стали проводиться уже в 60-х. Некий симбиоз театра абсурда, акробатических номеров и живой музыки вызвал настоящий фурор среди зрителей. Актер и художественный руководитель BIB Жак Суван рассказал нам, что «Где-нибудь вне мира» - спектакль, созданный под впечатлением от творчества Марка Шагала.
Для самарской публики зрелище было необычное. Актриса (Изабель Ривоаль) взобралась на дерево, устроила там себе удобное гнездышко и принялась... готовить обед. А потом, буквально «из ниоткуда», появился чудак на ходулях (Жак Суван), пьяно раскачиваясь и обливая окружающих водой из бутылки. Вообще, надо сказать, зрителям от него досталось порядочно. Кроме того, что он регулярно поливал их водой, которую каким-то чудом доставал даже из карманов, актер пачкал наблюдателей рыбой. Трюки, которые Жак исполнял на ходулях, - это нечто… Дети, радостно и испуганно визжа, рассыпались в стороны, с тем чтобы уже через секунду оказаться на своем прежнем месте - ближе к эпицентру событий. Но вся эта акробатическая катавасия не отвлекала от главного - трогательной и смешной истории любви, попытки создания своего дома, родного очага. Пусть даже на дереве...
Сказки детства
После короткой церемонии открытия «Золотой репки» маленькие зрители, заполнившие до отказа зал театра драмы, увидели сказку санкт-етербургского ТЮЗа имени Брянцева «Белоснежка и семь гномов». Постановка Евгения Зимина - новая интерпретация пьесы Льва Устинова и Олега Табакова, написанной для театра «Современник» в начале 60-х. Этот спектакль - своеобразная «ностальгия по сказке детства». Не всегда логичная и не очень, сказать по правде, трогающая за душу постановка. В ней все предсказуемо, за хороших героев не хочется переживать, а плохие, хоть и не лишены «отрицательного обаяния», но тоже не сильно впечатляют. Единственный «персонаж», вызвавший восторг зрителей, - волшебное зеркало королевы, каждый раз в диковинном танце сообщавшее ей местный рейтинг красавиц. Но даже оно подозрительно напоминало героев диснеевского мультика «Красавица и чудовище» - поющие и танцующие утварь и мебель.
Со сказкой, но уже русской народной, приехал на фестиваль Российский академический молодежный театр из Москвы. Он привез постановку «Бесстрашный барин». Этот спектакль по произведению великого сказочника Александра Афанасьева - яркий пример того, что дети обожают, когда «страшно и смешно, зато в конце все будет хорошо». Действие занимает всего час, зато насыщено до предела. Актеры постоянно переодеваются, дерутся и куда-то спешат. Складывается впечатление, что сцена ходит ходуном. И это при полном отсутствии спецэффектов в нашем привычном понимании. Но знали бы вы, как пугающе выглядело болото с чертями, которое изображали лежащие на полу артисты, накрывшись тряпкой! Несмотря на примитивность некоторых юмористических приемов: мертвеца ведут под руки и делают вид, что это живой человек; мужчине надевают женский головной убор с помпончиками,- в спектакле в изобилии веселые шутки и забавные страшилки. А его необычное музыкальное оформление не только создавало нужный настрой, но и доставляло удовольствие зрителям.
Детский театр невозможен без кукол. В этом году на фестиваль «Золотая репка» приехал создатель томского театра живых кукол «2 плюс Ку» Владимир Захаров. Спектакль «Про ежика» - по мотивам произведений Сергея Козлова. Удивительно, но с помощью всего лишь одной куклы и бутафорской клумбы Владимиру Захарову удалось передать доброту, тепло и духовное богатство сказочного мира автора. Мастерски владея речью и говоря одновременно за всех персонажей, артист на глазах у зрителя создает целый ряд различных персонажей, каждый из которых обладает индивидуальностью и неповторимым характером. Но самое удивительное - главный герой, ежик. Это не просто умело сделанная и ловко управляемая кукла. Это живое существо, к которому создатель относится с невероятной нежностью.
Декорации - не главное
В этом году фестиваль вновь стал лабораторией, площадкой, где молодые режиссеры могут показывать свои детские спектакли, созданные в процессе студийной работы с мастерами сцены. 4 сентября на одном из волжских островов был высажен «десант» из молодых режиссеров и артистов. После репетиций, через неделю, они должны были представить свои постановки на суд зрителей, коллег и критиков.
«Суд» состоялся 11 сентября, когда в академии культуры и искусств были показаны три экспериментальных работы: Никиты Кобелева «Лев с седой бородой» (Тонино Гуэра), Ольги Лапиной «Хемуль, который любил тишину» (Туве Янссон) и Андрея Шляпина «СссТТТрРРааАШшННЫйСОН» (Евгения Клюева). Начинающие режиссеры доказали, что интересные и яркие постановки можно создавать с минимумом декораций и реквизита и за очень короткий срок. А это значит, что маленьких зрителей ждет еще много добрых и милых историй о странных и смешных героях.
«Самарская газета», Маргарита ПРАСКОВЬИНА, от 16.09.2010г.
|